Как появляются значимые вещи

Последние пару дней часто вспоминаю как Тони Фаделл в своей книге Build рассказывал о том, как выбирал идею для проекта Nest.

Как появляются значимые вещи

Последние пару дней часто вспоминаю как Тони Фаделл в своей книге Build рассказывал о том, как выбирал идею для проекта Nest.

Фаделл - ключевой человек в создании iPod и iPhone, а Nest был продан Google за $3,2 млрд. Так что человек участвовал в «high risk - high reward» проектах всю жизнь и что-то понимает в том, как создавать выдающиеся вещи.

Так вот, Фаделл считает, что подход к созданию проекта через целенаправленный поиск идеи - удел второсортных стартапов. То есть, действие «я ищу идею для нового проекта» - самый частый, но самый малоэффективный способ сделать новый проект.

По Фаделлу, делать проект нужно только если его идею не только не нужно искать, но и если не можешь выкинуть ее из головы. Так было с Nest: он несколько месяцев постоянно думал о проблеме термостатов и о том как было бы классно сделать умный термостат, управляемый через смартфон, для своего загородного дома.

На протяжении нескольких месяцев Фаделл докручивал идею до более менее готового к старту проекта состояния и, несмотря на несколько попыток, не мог прекратить думать о том, чтобы создать посвященный этому бизнес.

С учетом успеха Nest Labs, можно сделать несколько выводов о том, как выбирать что делать, чтобы это было чем-то большим и значимым:

  • «Искать идею» - пустая трата времени. С этого началось огромное количество неудачных стартапов и ни одного, о котором можно прочитать в книгах «как начинался этот великий проект»
  • Идея приходит как-то сама и незаметно из собственной потребности. Фаделл страдал, отапливая свой загородный дом, ребята из AirBnb не могли забронировать отель на конференцию, Каланик из Uber сильно напрягался по поводу классического такси
  • Большинство идей приходят и уходят, а есть те, который так заходят в голову, что ты не можешь спать по ночам и никак не можешь от них избавиться, даже если кажется, что они сложны или вовсе недостижимы

Все это не гарантирует успех, конечно. High risk - high reward.

Эта мысль зацепила меня тем, что тот же принцип работает не только для идей стартапов. Я наблюдаю это во многих сферах. Самые простые примеры - выбор рода деятельности и людей, с которыми связывать свою жизнь.

Есть проекты, идеи которых кажутся логичными и хорошо попадающими в рынок. Их делать логично и удобно. Но они редко становятся единорогами.

Есть проекты, идеи которых не дают спать по ночам и к которым не знаешь как подступиться. Они требуют много времени для осознания, понимания и подготовки к тому, чтобы появился шанс на успешную реализацию. Не могу припомнить ни одного единорога, который бы не был таким.

Есть работа, которую удобно работать, потому что тебе платят зарплату и потому что у тебя достаточно хорошо получается.  

Есть работа, которую делать муторно и сложно. Когда поначалу не получается, много ошибок и мало результатов. Но ты не можешь её не делать. Биографии большинства великих творцов - это история страданий, которые трансформируются в искусство.

Есть люди, быть с которыми удобно и логично, потому что с ними с самого начала все легко и комфортно. Часто такие отношения, будь они дружескими или романтическими, разваливаются и трансформируются в следующие, аналогичные.  

Есть люди, с которыми сложно, тяжело, с которыми приходится иногда и пострадать, но ты не можешь с ними не быть, потому что понимаешь, что они стоят борьбы и персональной трансформации. Часто из этого произрастает дружба или отношения на всю жизнь.

Ничто значимое не дается легко и безошибочно.  
Ничто значимое не бывает с самого начала комфортным и удобным.  
Ничто значимое не создает ситуации, когда тебя не понимают, осуждают и даже смеются над тобой.  
Ничто значимое не создаётся без борьбы, страха, пота и слёз.  
Ничто значимое не происходит быстро.  
И ничто значимое не имеет высокие шансы на успех.

Все это, конечно, вопрос мировоззрения, и разным людям нужно разное.

Фаделлу и прочим великим творцам современности немыслимо как можно создавать что-то посредственное, когда можно рискнуть и создать что-то великое.

Выдающимся профессионалам не интересно заниматься чем-то «удобным» и «безопасным», когда можно создать что-то меняющее окружающую реальность.

И не всем хочется бороться за сложные, но значимые отношения, когда есть подходящие и комфортные варианты.

Каждый из этих вариантов и не плохой, и не хороший. Просто у каждого свой путь.

Главное, понять что если хочешь жить не просто спокойно, а создавать что-то фундаментальное и быть от этого счастливым, то сложности, ошибки и проблемы поначалу неизбежны и стоят того, чтобы не спать ночами.


P.S. Я завел телеграм-канал, в котором пишу про различные аспекты создания IT-продуктов (да и любых продуктов, в общем-то) и тому как организовывать созидательный процесс. Присоединяйтесь.

P.P.S. А если вы из староверов, вроде меня, подписывайтесь на рассылку, чтобы получать новые посты этого блога по почте.

Дмитрий Тарасов (Telegram | Facebook | Instagram | VK)

Read more

I/O #16

I/O #16

Книга недели The Passion Trap - Dean C. Delis, Cassandra Phillips  Не то чтобы я сильно интересовался тематикой отношений, и тем, кто что в них должен или не должен, но The Passion Trap стоит прочитать любому взрослому человеку. Эта книга - отличный пример почему написанное на английском лучше читать на

By Дмитрий Тарасов
Как научиться писать хорошие тексты

Как научиться писать хорошие тексты

- Когда я читаю ваши тексты, у меня возникает комплекс неполноценности - Когда я читаю свои тексты, у меня тоже возникает комплекс неполноценности. Только по другим причинам * из комментариев где-то в моих социалках Несмотря на то, что пишу я сравнительно много и неплохо владею русским языком, я не знаю лучшего

By Дмитрий Тарасов